ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ
Юрист-консультант публичного права оказывает помощь
в урегулировании финансовых, налоговых и административных споров, защищает
интересы доверителя в арбитражном процессе, оказывает поддержку потерпевшим,
свидетелям и обвиняемым по уголовным делам, консультирует по вопросам
уголовно-исполнительного права. Как известно, нормы в сфере публичного права
предполагают одностороннее волеизъявление, носят императивный характер и не
изменяются по соглашению сторон, что учитывается при подготовке и проведению
консультирования.
Консультирование по уголовному праву и
уголовно-процессуальным вопросам
Правовое консультирование по вопросам уголовного
права и процесса – это деятельность по разъяснению как адресно (для отдельных
категорий лиц), так и в широких слоях населения специальной правовой
информации. Наибольшее количество поступающих обращений связано с
обоснованностью и справедливостью приговоров и иных судебных решений. В
основном граждане жалуются на неверную квалификацию действий осужденных,
чрезмерную суровость приговоров, неправильное применение норм материального и
процессуального права.
Особенностью
консультирования по уголовному праву и уголовно-процессуальным вопросам
является то, что к консультантам законом предъявляются определенные
квалификационные требования. На стороне
подозреваемых в качестве защитников в уголовном судопроизводстве могут быть
только адвокаты. Но адвокат может участвовать в уголовном процессе и без
приобретения специального статуса, если он оказывает юридическую помощь
свидетелю, присутствуя на его допросе (ч. 5 ст. 189 УПК РФ), лицу, в помещении
которого производится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ), лицам, участвующим в
производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении (ч.
1.1 ст. 144 УПК РФ).
В отличие от подозреваемого и обвиняемого,
потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом
ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по
назначению. Эти же лица, нередко обращаются за консультацией в органы
исполнительной власти, к участникам негосударственной системы юридической
помощи, в общественные приемные, юридические клиники.
Таким образом, потерпевший и гражданский истец
имеют право прибегнуть к помощи любого лица, которое, по их мнению, вполне
способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии
этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя.
Задача начинающего консультанта в данном случае
ограничивается разъяснениями по юридическим вопросам, устным и письменным
справкам по законодательству, составлению заявлений, жалоб и других документов
правового характера, за исключением осуществление представительства.
Успех в выявлении правовых проблем в ходе
собеседования со своим доверителем зависит от уровня знаний консультанта в
области уголовного и уголовно-процессуального права, в умении соотносить
представление о составе преступления как единственном основании уголовной
ответственности с предметом доказывания по уголовному делу, т.е. выявлять
обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии в содеянном
признаков состава преступления. Целями консультационной деятельности должны
быть защита прав, свобод и интересов доверителей и обеспечение доступа к
правосудию.
Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном
судопроизводстве, принятый 26 апреля 2017г., содержит минимальные требования к
деятельности адвоката, которыми с некоторыми оговорками могут быть
руководствоваться все консультанты:
выяснить наличие обстоятельств, препятствующих
принятию поручения на защиту или исключающих участие данного адвоката в
производстве по уголовному делу;
выяснить обстоятельства задержания и уточнить, проводился
ли допрос в отсутствие адвоката и применялись ли незаконные методы при
проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий;
выяснить отношение к предъявленному обвинению или
подозрению в совершении преступления.
выяснить нет ли обстоятельств, исключающих
уголовную ответственность подзащитного по реабилитирующим его основаниям
(необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое или психическое
принуждение, добровольный отказ от доведения преступления до конца и т.п.); нет
ли оснований для прекращения уголовного преследования (прекращения уголовного
дела) по не реабилитирующим подзащитного основаниям (истекли сроки давности к
уголовной ответственности, есть данные, свидетельствующие о возможном
примирении подзащитного с потерпевшим, и т.п.)
Следует учесть, что в конкретном уголовном деле
каждая из сторон представляет для обсуждения собственный вариант фактических
обстоятельств дела. Из ответов на пять вопросов: когда, где, кто, что и как
(каким способом) совершил, консультант формулирует фабулу дела. Иногда
юридическое значение приобретают еще и вопросы: зачем и почему? Позиция по делу
- это всегда определенная точка зрения на обстоятельства дела, обусловленная
процессуальной ролью и интересами определенной стороны, у которой имеются
определенные процессуальные цели. Позиция по делу дополнительно отражает
отношение к деянию того субъекта, который представляет свою историю.
Таким
образом, позиция стороны по делу определяется следующими факторами:
1) фактическими обстоятельствами дела и
доказательствами;
2) процессуальной ролью субъекта процесса;
3) конкретными целями и задачами участника
уголовного судопроизводства в данном деле.
Так, для стороны обвинения убийство М. произошло во
время ссоры и драки с А. в процессе
распития спиртных напитков. Сторона защиты представило дело так, что М., будучи
в гостях у А. пытался завладеть крупной денежной суммой хозяина дома, увидев
это А. пытался остановить его, завязалась драка, в ходе которой А. схватил
подвернувшийся нож и ударил М., что и привело к смерти последнего.
Основной проблемой консультанта чаще всего является
отсутствие навыков моделирования возможных ситуаций, вариантов поведения и
т.д. Чтобы выбрать оптимальный вариант в
конкретной ситуации, нужно развивать навыки анализа и выработки позиции по
делу. Так в консультацию обратилась Ж.., ее сын С. работая на автозаправке в
Москве был уличен в краже ноутбука. В
качестве меры пресечения избрали заключение под стражу. Насколько это законно?
В ходе беседы с Ж.., выяснили, что изначально в
отношении сына была применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и
надлежащем поведении, затем она была изменена на заключение под стражу. Причину
она не знает, так как связи с сыном нет, а выехать в Москву у нее нет
возможности.
В ответ на уточняющие вопросы Ж.. указала, что
постоянного места жительства у сына в Москве нет, зарегистрирован он в
Махачкале, ночевал на автозаправке, где и работал. Но после привлечения его в
качестве подозреваемого, ночевал у разных знакомых земляков.
Консультанты разъяснили Ж.., что "Обзор
практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде
заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей" (утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 18.01.2017) обращается внимание, что лицо может
быть заключено под стражу только при наличии достаточных данных,
свидетельствующих о его причастности к преступлению. В указанном качестве не
могут выступать доказательства, подтверждающие само событие преступления. Сама
по себе тяжесть преступления не является единственным и достаточным основанием
для избрания данной меры пресечения. Заключение под стражу допускается при
отсутствии постоянного места жительства в пределах всей территории России, а не
конкретного населенного пункта, где совершено преступление.
Консультанты также указали, что наиболее
квалифицированные юридические услуги оказываются адвокатами, к которым закон
предъявляет повышенные требования, ей следует уточнить есть ли адвокат у сына.
Адвокат может обращаться в суд с ходатайством об отмене (изменении) указанной
меры пресечения. Также порекомендовали дистанционно обратиться за разъяснениями
в прокуратуру по месту совершения преступления.
В уголовном процессе требования доверителя
относительны. Защитник должен предпринять все меры для его защиты. Даже если подзащитный говорит неправду,
адвокат не вправе отказаться от защиты или занять иную позицию. Но он не вправе
фальсифицировать доказательства или осуществлять защиту, используя незаконные
приемы и методы.
Профессиональное мастерство консультанта включает
очень важное умение - добиться сотрудничества от любого доверителя, несмотря на
особенности его личности, характера, типа поведения.
Выбрав наиболее подходящий вариант решения
проблемы, консультант обсуждает с доверителем пути и способы его реализации. Но начинающий консультант реально должен
оценивать уровень своей юридической квалификации. И, в случае необходимости, разъяснить
обратившимся гражданам преимущества квалифицированной юридической помощи со
стороны адвоката. Наличие возможности
непосредственного участия в следственных действиях, в судебном разбирательстве,
возможности знакомиться со всеми материалами и оперативно консультировать
подзащитного по ходу дела отличает защитника от консультанта.
Консультируя граждан по вопросам уголовного, уголовно-процессуального,уголовно-исполнительного
права, консультантам следует также проанализировать Обзоры правовых позиций в
постановлениях и определениях Конституционного Суда России по схожим
правоотношениям. Если Конституционный суд РФ признал нормы права
неконституционными или дал им толкование, право на пересмотр дела появляется не
только у подателя жалобы. Это правило распространяется и на другие аналогичные
судебные разбирательства. Показательным
является Постановление Конституционного Суда № 3-П/2023, вынесенное 20 января
2023г, в котором указано, что суды должны рассматривать жалобы заключенных под
стражу на их перевод из одного следственного изолятора другой, а также на право
законодателя конкретизировать цели, основания и условия перевода подозреваемого
или обвиняемого в СИЗО не по месту нахождения органа предварительного
расследования или суда. Соответственно,
могут быть пересмотрены судебные акты, которые не исполнены на момент вынесения
данного постановления КС.
В отличие от подозреваемого и обвиняемого,
потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом
ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по
назначению. При этом они не всегда имеют материальную возможность пригласить
адвоката по своему выбору, в том числе и потому, преступление причинило им
значительный материальный и иной вред. Эти лица, нередко обращаются за
консультацией в органы исполнительной власти, к участникам негосударственной
системы юридической помощи, в общественные приемные.
Таким образом, потерпевший и гражданский истец
имеют право прибегнуть к помощи любого лица, которое, по их мнению, вполне
способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии
этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя.
Задача
начинающего консультанта в данном случае ограничивается разъяснениями по
юридическим вопросам, устным и письменным справкам по законодательству,
составлению заявлений, жалоб и других документов правового характера, за
исключением осуществление представительства.
Особенности
консультирования по вопросам, связанным с назначением административных
наказаний
К данной группе относят разногласия,
возникшие из-за нарушений законных прав и интересов частного лица при вынесении
решения по административному правонарушению.
Юридическую помощь физическому лицу, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может
оказывать защитник, в качестве которого в производство по делу об
административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия
адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.
Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии
с законом (ст. 25.5 КоАП РФ).
Наряду с указанными лицами защиту прав и законных
интересов несовершеннолетних лиц (лиц в возрасте от 16 до 18 лет) могут
осуществлять их законные представители. Законными представителями
несовершеннолетнего лица признаются его родители, усыновители, опекуны или
попечители. Их полномочия удостоверяются соответственно свидетельством о
рождении, усыновлении, а также удостоверением опекуна, попечителя, выданным
органом опеки и попечительства.
При проведении анализа соблюдения
процедуры назначения наказания и оснований для инициирования административного
дела по представленным
клиентом документам и его разъяснениями по делу, консультанту следует обратить
внимание на наличие типичных ошибок при составлении протокола об
административном правонарушении, влекущие отмену постановлений административных
комиссий о привлечении к административной ответственности.
1. Отсутствие в протоколе сведений о лице, в
отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или
указание ошибочных сведений (искажение фамилии, имени, отчества и т. д.)
-нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Искажение сведений о личности
физического лица, в отношении которого составлен протокол об административном
правонарушении расценивается как ненадлежащее установление личности, а не как
техническая ошибка.
2. Отсутствие в протоколе сведений о дате, времени
и месте административного правонарушения - нарушение требований ч. 2 ст. 28
КоАП РФ.
Установление точного времени и даты совершения
административного правонарушения необходимо для отсчета срока давности
привлечения к административной ответственности.
Фиксация в протоколе места совершения
административного правонарушения является необходимым, поскольку по общему
правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его
совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). Кроме того, по отдельным составам
административных правонарушений место совершения правонарушения является
обязательным признаком объективной стороны противоправного деяния, что имеет
существенное значение для правильной квалификации состава административного
правонарушения.
3. Отсутствие в протоколе сведений, в соответствии
с которыми можно решить вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица, в
отношении которого составлен протокол, обязательных признаков состава
административного правонарушения.
4. Отсутствие в протоколе описания события
административного правонарушения (его внешнего проявления). Чаще всего это
происходит путем замены собственно описания конкретного деяния воспроизведением
диспозиции нормы КоАП РФ. При описании события административного правонарушения
должностным лицом, составляющим протокол, должно быть описано внешнее
проявление противоправного действия (бездействия), т. е. в чем выразилось
административное правонарушение и его конкретные последствия. При составлении
протокола об административном правонарушении использованы формулировки общего
характера (например, нарушил предписания КоАП РФ), а также понятий оценочного
характера.
5. Отсутствие в протоколе об административном
правонарушении записи о разъяснении прав и обязанностей, а также объяснений и
замечаний лица, в отношении которого он составлен (при наличии). Нарушение
соответствующих требований КоАП РФ при составлении протокола, исходя из анализа
судебной практики, ведет к признанию такого протокола незаконным и
необоснованным.
6. Отсутствие в протоколе подписи лица, в отношении
которого составлен протокол об административном правонарушении, об ознакомлении
с дополнениями, внесенными в данный протокол позже даты его непосредственного
составления и подписания. Данное обстоятельство признается в судебной практике
существенным процессуальным нарушением и служит основанием для отмены
постановления об административном правонарушении о назначении административного
наказания.
8. Отсутствие в протоколе об административном
правонарушении подписей лиц, которые в нем указаны. Протокол об
административном правонарушении должен быть подписан должностным лицом
уполномоченного органа, его составившим, физическим лицом, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа физического
лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Консультирование по вопросам защиты прав,
свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов
публичной власти
Особый процессуальный порядок защиты субъективных
публичных прав граждан и организаций, установленный Кодексом об
административном судопроизводстве РФ призван обеспечить подлинную доступность
правосудия в сфере публично-правовых отношений. Сложность юридической
консультации по административным делам данной группы заключается в
необходимости определения критериев частноправовых и публично-правовых
правоотношений, а соответственно, применения КАС либо ГПК в том или ином
случае. Так, отказ в оказании
медицинской помощи по ОМС или ненадлежащее ее оказание, а также действия и
решения ФОМС, следует оспаривать по ГПК, а не КАС РФ, поскольку отсутствуют
публичные правоотношения. В то же время помещение гражданина в медицинское
психиатрическое или противотуберкулезное учреждение в недобровольном порядке
производится по правилам КАС РФ. В этом же порядке рассматриваются дела о
защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном
порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского
вмешательства, необходимого для спасения жизни. Законодатель усматривает здесь
публичные правоотношения.
Право на обращение в суд с
административным исковым заявлением возникает исключительно при наличии
указанных в ч. 1 ст. 208 КАС РФ условий:
- оспариваемые
нормативный правовой акт или акт, содержащий разъяснения законодательства и
обладающий нормативными свойствами, уже применен к лицу (лицам), что на
практике должно выражаться в наличии соответствующего акта правоприменительного
органа;
- оспариваемые
нормативный правовой акт или акт, содержащий разъяснения законодательства и
обладающий нормативными свойствами, по мнению лица (лиц), нарушили или могут
нарушить их права, свободы и законные интересы.
В рамках юридической консультации возможно
разъяснения права на совершение процессуальных действий самостоятельно, а также
через представителя. Консультантам
необходимо учитывать, что в КАС РФ предусмотрено дополнительное требование для
лиц, являющихся представителями при рассмотрении административного дела, а
именно наличие высшего юридического образования. Вместе с тем введена
обязанность граждан вести дела только через представителя, если у заявителя нет
высшего юридического образования (рассмотрение административных дел об
оспаривании нормативных правовых актов в верховных судах республик, краевых
судах, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области
и судах автономных округов и Верховном Суде РФ (ч. 9 ст. 208 КАС РФ), а также
административных дел о принудительной госпитализации в психиатрический
стационар, о принудительном психиатрическом освидетельствовании.
Само по себе консультирование по административным
делам строится по стандартным правилам и должно обеспечить максимальные
возможности участникам спора найти путь для разрешения правового конфликта.
Также можно обратить внимание на ч. 1 ст. 39 КАС, в
соответствии с которой административное исковое заявление может быть подано
прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся
субъектами административных и иных публичных правоотношений, не имеющих
возможности по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим
уважительным причинам обратиться в суд, неопределенного круга лиц, Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Консультант должен разъяснить клиенту,
что для обращения в суд с административным иском установлены специальные сроки
(ст. 219 КАС РФ). Если срок на обращение в суд пропущен, вместе с
административным иском можно подать заявление о восстановлении срока. К
заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Если возникает вопрос не только о законности
федерального закона, нормативного акта Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ, конституцией республики, уставом,
законом либо иным региональным НПА, а о соответствии положений этого документа
Конституции РФ, судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в
порядке конституционного судопроизводства.
В этом случае
еще на этапе интервьюирования консультанту следует уточнить, какие права и свободы, по мнению клиента,
нарушаются примененным в конкретном деле, нормативным актом; исчерпаны ли все
другие внутригосударственные средства судебной защиты; сколько времени прошло
после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные
средства судебной защиты (или после принятия последнего судебного решения, в
котором был применен соответствующий НПА, если в пересмотре дела
соответствующим судом было отказано в связи с пропуском срока обжалования).
Следует определить, каким конкретно статьям
Конституции РФ противоречит положение нормативного акта; противоречит ли
положение нормативного акта Конституции РФ само по себе или оно
неконституционным образом толкуется в правоприменительной практике.
На основе анализа представленных документов
консультант устанавливает возможность обращения в Конституционный Суд РФ или необходимо
оспаривать нормативно правовой акт полностью или в части в порядке
административного судопроизводства.
Комментарии
Отправить комментарий